Специальные образовательные условия, необходимые для детей с ОВЗ всех категорий, вариантов, форм и выраженности отклоняющегося развития подразделяются на:
- Организационное обеспечение
- Материально – техническое (включая архитектурное) обеспечение
- Организационно – педагогическое обеспечение
- Психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
- Кадровое обеспечение образовательного процесса
В 2020 – 2021 уч.году в МБОУ «Шалинская СОШ № 45» обучается 78 детей с особыми возможностями здоровья, из них:
ОУ | Дети с УО | Дети с ЗПР | Дети - инвалиды | Итого детей с ОВЗ |
Школа № 45 | 26 | 26 | 13 (из них 8 чел. с УО) | 57 |
Сылва | - | 9 | 2 | 11 |
Илим | 2 | 4 | 4 (из них 2 чел. с УО) | 8 |
Чусовое | 2 | - | 2 (все с УО) | 2 |
ИТОГО | 30 | 38 | 22 | 78 |
В рамках реализации мероприятий государственной программы «Доступная среда» в школе создаются все условия для комфортного пребывания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Все мероприятия ведутся в соответствии с утверждённой Дорожной картой на основании финансирования данного направления.
Проведена реконструкция архитектурной среды: пандусами оборудованы центральные входы в здания школы, спуск к туалетным комнатам в здании начальной школы; расширены дверные проёмы в фойе начальной школы и туалетных комнатах, выполнен ремонт санитарно – гигиенических помещений в здании начальной школы, ремонт кабинетов, в которых занимаются классы коррекции, кабинетов учителя – логопеда и педагога – психолога.
Установлена на ступеньках центрального входа основного здания противоскользящая абразивная лента контрастного желтого цвета, которая применяется для маркировки ступеней внутри помещения и для разметки путей следования МГН. На территории всех ОУ установлен дорожный знак «Парковка для инвалидов», на фасадах зданий школ вывеска названия ОУ с режимом работы учебного заведения, выполненная шрифтом Брайля. Внутри зданий расположены мнемосхемы расположения кабинетов, выполненные шрифтом Брайля.
При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
В рамках программы «Доступная среда» приобретается специальное, в том числе учебное, реабилитационное, компьютерное оборудование:
- специальная мебель,в том числе столы с регулируемой высотой, наклоном столешницы, стулья, регулируемые по высоте, шкафы для учебных пособий.
- интерактивные доски с проекторами, ноутбуками и экранами, МФУ, цветные принтеры;
- компьютерные логопедические, психологические программы для работы с детьми-инвалидами;
- учебные пособия для работы педагога-психолога, учителя-логопеда для работы с детьми с нарушениями речи, нарушениями познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы;
- оборудование для сенсорной комнаты и психо-эмоциональной коррекции:
тактильная дорожка, тактильно - обучающая панель, тепловые (тактильные) таблички, LED панель 40, сенсорная дорожка
Закуплены учебники для классов коррекции, обеспеченность учащихся учебниками – 100 %.
В ОУ реализуются Адаптированные основные общеобразовательные программы:
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
- Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
Адаптированная программа разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью которой является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.
Организация обучения на дому лиц с ОВЗ
В школе есть дети с особыми потребностями, которые обучаются на дому, для них организовано домашнее обучение. Основание для обучения на дому является медицинское заключение. Таких обучающихся в ОУ – 9 человек.
Для каждого обучающегося составлен индивидуальный учебный план.
В штате МБОУ «Шалинская СОШ № 45» в 2020 – 2021 уч.г. по оказанию психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в соответствии со штатным расписанием, утверждённого приказом от 03.09.2020 г. № 265 – ОД, работает 2 учителя – логопеда, 2 педагога – психолога, 1 социальный педагог. В классах коррекции работают педагоги, имеющие соответствующее образование по направлению Олигофренопедагогика, специальное (дефектологическое) образование.
В филиалах школы психолого – педагогическое сопровождение осуществляют учителя, имеющие соответствующую квалификацию и прошедшие курсы повышения квалификации.
Всего прошли курсовую подготовку по работе с детьми с ОВЗ 42 педагога. Кроме этого педагоги постоянно повышают своё образование через участие в вебинарах, семинарах, конференциях данного направления.
Кадровый состав:
№\п | ФИО | Должность | Образование |
МБОУ «Шалинская СОШ № 45» | |||
1 | Зверева Т.И. | учитель |
Высшее УрГПУ (бакалавриат) по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование (2014 г.) |
2 | Попова И.И. | учитель |
Высшее УрГПУ (специалитет) по специальности 050714 Олигофренопедагогика Квалификация: учитель – олигофренопедагог (2015 г.) |
3 | Курдюкова А.В. | учитель |
Высшее УрГПУ (бакалавриат) по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (2015 г.) |
4 | Углова И.А. | учитель - логопед |
Высшее УрГПУ (специалитет) по специальности 031700 Олигофренопедагогика с дополнительной специальностью 031800 «Логопедия» Квалификация: олигофренопедагог, учитель - логопед (1998 г.) |
5 | Кузьминых Н.Г. | учитель - логопед |
Высшее УрГПУ (бакалавриат) по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование Направленность (профиль) образовательной программы «Логопедия» (2019 г.) |
6 | Попкова Л.Ю. | педагог - психолог |
Высшее Южно – уральский государственный гуманитарно – педагогический университет» г. Челябинск (бакалавриат) по направлению подготовки 44.03.02 Психолого – педагогическое образование (2017 г.) |
7 | Рыбникова Н.П. | педагог - психолог |
Высшее УрГПУ (специалитет) по специальности «Педагогика и психология» квалификация Педагог – психолог (2012 г.) Профессиональная переподготовка по программе ДПО «Специальный психолог. Оказание психолого – педагогической помощи лицам с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» Квалификация «Специальный психолог» (2020 г.) |
8 | Максимова И.В. | учитель, социальный педагог | Высшее |
9 | Антипина Е.А. | учитель |
Высшее УрГПУ (бакалавриат) по направлению подготовки 44.03.02 Психолого – педагогическое образование Направленность (профиль) образовательной программы «Психология и социальная педагогика» (2016 г.) |
10 | Шешенина Ю.В. |
директор школы |
Высшее УрГУ им. А.М. Горького по специальности «Психология» Квалификация Психолог. Преподаватель психологии (2008 г.) |
Филиал МБОУ «Шалинская СОШ № 45» - «Сылвинская СОШ» | |||
11 | Шатрабаева И.А. |
директор филиала (выполняет функциональные обязанности педагога – психолога в филиале) |
Высшее УрГПУ (бакалавриат) по направлению подготовки 44.03.02 Психолого – педагогическое образование Направленность (профиль) образовательной программы «Психология и социальная педагогика» (2015 г.) |
Филиал МБОУ «Шалинская СОШ № 45» - «Илимская ООШ» | |||
12 | Гилева Н.А. |
учитель (выполняет функциональные обязанности педагога – психолога в филиале) |
Высшее УрГПУ (бакалавриат) по направлению подготовки 44.03.02 Психолого – педагогическое образование Направленность (профиль) образовательной программы «Психология и социальная педагогика» (2018 г.) |
Психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляется через работу психолого – педагогического консилиума ОУ.
Психолого-педагогический консилиум МБОУ «Шалинская СОШ №45» (далее ППк) в 2019-2020 учебном году действует в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, Положением о психолого-педагогическом консилиуме, утвержденном приказом МБОУ «Шалинская СОШ №45» от 11.11.2019года №351-ОД (с изменениями и дополнениями).
https://school45-shalya.edusite.ru/sveden/files/0aa6ef2ef327fe3f1040eb734785cac9.pdf
В Положение о психолого-педагогическом консилиуме в текущем учебном году были внесены изменения:
В раздел «Общие положения» п. 1.1(включено распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 года № Р-93 «Об утверждении Положения о психолого – педагогическом консилиуме образовательной организации»)
В раздел «Организация деятельности ППк» п. 2.4 (в состав ППк включены учитель-дефектолог и социальный педагог)
В раздел «Режим деятельности ППк» п. 3.8 (доплата за увеличение объема работ)
В раздел «Содержание рекомендаций ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся» п. 5.1, 5.2 (в части предоставления услуг тьютора, ассистента, условий обучения, воспитания и развития, требующие организации обучения по индивидуальному учебному плану, учебному расписанию).
- 1.Основная цель работы ППк: создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации посредством психолого-педагогического сопровождения.
- 2.Исходя из цели, ППк работает над реализацией следующих задач:
- выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;
- разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся;
- консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния возможностей обучающихся; содержания и оказания им психологической помощи, создания специальных условий получения образования;
- контроль выполнения рекомендаций ППк.
В составе ППк заместитель директора по УВР, социальный педагог, педагоги – психологи, учителя – логопеды. Учителя – предметники, классные руководителя включаются в состав ППк исходя из запроса.
Диагностическая работа:
МБОУ «Шалинская СОШ №45»
2019-2020 уч.г | План | Факт |
Количество детей, обследованных школьным ППк |
10 | 2 |
Количество детей, направляемых на территориальную ПМПК | 10 | 2 |
За отчётный период 2019 – 2020 уч.г. было проведено 2 обследования обучающихся разного возраста с целью выявления проблем в обучении и развитии. По результатам работы ППк было рекомендовано предъявить на территориальную ПМПК: обучающегося девятого класса – с целью определения формы сдачи ГИА, обучающегося 7 класса – с целью уточнения образовательного маршрута.
Не все обучающиеся, запланированные на обследование территориальной ПМПК, были обследованы в связи с ситуацией, вызванной новым коронавирусом.
Филиал МБОУ «Шалинская СОШ № 45»-«Сылвинская СОШ»
За отчётный период было проведено 3 обследования обучающихся разного возраста с целью выявления проблем в обучении и развитии. По результатам работы ППк было рекомендовано предъявить обучающихся в территориальную ПМПК: 2 ч. из 2 класса, 1 ч. по окончанию 4 класса, была рекомендована АООП НОО для обучающихся с ЗПР, 2 уч. из 7 класса, была рекомендована АООП ООО для обучающихся с ЗПР, а 2 уч. из 8 класса была дана рекомендация для уточнения образовательного маршрута (аттестация в форме ГВЭ) в 9 классе.
В 2019-2020 учебного года в ОО обучалось:
- 2 ребенка-инвалида (начальная школа)
- 10 человек по АООП для детей с ЗПР;
Филиал МБОУ «Шалинская СОШ № 45»-«Илимская ООШ»
За отчётный период было проведено 3 обследования обучающихся разного возраста с целью выявления проблем в обучении и развитии. По результатам работы ППк было рекомендовано предъявить обучающихся в территориальную ПМПК: 1 ученице была рекомендована АООП ООО для обучающихся с ЗПР, 1 ученица записана на предъявление документов в ГБУ СО ЦППМСП «Ресурс» в мае 2020г.
В 2019-2020 учебного года в ОО обучалось:
- 4 ребенка-инвалида (из них 2 по АООП для детей с умственной отсталостью)
- 4 человека по АООП для детей с ЗПР;
- 2 человека по АООП с умственной отсталостью (9 класс).
В течение 2019-2020 учебного года по индивидуальным учебным планам (на основании справок КЭК и заявлений родителей) на дому обучались 2 ребенка (оба по АООП для детей с умственной отсталостью).
Филиал МБОУ «Шалинская СОШ №5»-«Чусовская СОШ»
В 2019-20 уч. году на ТПМПК был направлен один ученик филиала в связи с тем, что не обучался в первом классе согласно своего возраста (находился якобы на домашнем обучении, но к ни к какому ОУ не был прикреплен).
После его обследования на ТПМПК в г. Ревда было получено заключение (№ 5019 от 07.11.2019 г.) о его обучении в 1-м классе по основной общеобразовательной программе.
Коррекционно-развивающая работа:
Разработанные и реализованные программы:
- «Чувствуем, познаем, размышляем» коррекционно-развивающая программа для обучающихся 5-7 классов с ОВЗ
- Программа формирования психического и физического здоровья обучающихся 7-12 лет с ОВЗ
- Коррекционно-развивающая программа «Я учусь учиться» для обучающихся 8-9 классов с ОВЗ
- Программа, направленная на предупреждение и исправление недостатков письменной речи обучающихся 1-4 классов с ОВЗ с нарушением в развитии устной речи
- Программа, направленная на коррекцию письменной речи и чтения в связи с недоразвитием орфографических навыков обучающихся 5-9 классов с ОВЗ
- Программа, направленная на коррекцию нарушений письменной речи и чтения, обучающихся с ОНР, СНР III уровня
- «Мир, в котором я живу» - программа социализации и адаптации обучающихся с ОВЗ.
В МБОУ «Шалинская СОШ №45» создана следующая система психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и оказания комплексной психолого-педагогической и социальной помощи участникам образовательного процесса:
- Проведение индивидуальной работы с обучающимися и их родителями: тематические беседы, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
- Проведение педагогических советов, советов профилактики школьной неуспеваемости и девиантного поведения;
- Ведение карт наблюдений динамики карт развития обучающихся с ОВЗ;
- Посещение, взаимопосещение уроков, их анализ с точки зрения здоровьесбережения;
- Разработка методических рекомендаций специалистами психолого-педагогического сопровождения (педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом) учителю;
- Анкетирование обучающихся, психолого-педагогическая, социальная диагностика;
- Обследование школьников ППк по запросу родителей.
Консультативная работа:
В рамках психолого-педагогического взаимодействия с филиалами была проведена следующая работа:
- оказывались методические консультации педагогам по вопросам организации сопровождающей деятельности, диагностического наблюдения, осуществления коррекционной работы.
- индивидуальные консультации для родителей, дети которых нуждаются в коррекционно-развивающей работе.
В рамках сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями района были организованы диагностические мероприятия по подготовке обучающихся и воспитанников к выходу на территориальную ПМПК.